Всем привет!
Мы продолжаем рассказывать об обычаях и обрядах приморской деревни, привезённых в наш край переселенцами из разных уголков Российской империи, а позже и Советского Союза.
Кроме гармошки в традиционном ансамбле русско-украинско-белорусского пограничья обязательно присутствовали бубен (на котором играли, как правило, колотушкой), скрипка, иногда балалайка, мандолина, гитара и виолончель. Дуэты гармонь-бубен мы записывали не раз, а вот собрать инструментальный ансамбль, в котором звучала бы ещё и скрипка, или хотя бы балалайка, за всю историю поездок ансамбля народной музыки «Традиция» по Приморскому краю (то есть с 1992 года и по настоящее время) нам, увы, не удалось. Поэтому мы поступили как все нормальные фольклористы-практики – реконструировали приморские наигрыши по отдельным записям исполнителей на различных инструментах, в том числе, скрипача.
Немного расскажу о скрипачах и скрипках.
В среде горожан, мало знакомых с традиционной народной культурой, бытует мнение, что скрипка – не народный инструмент. Что скрипка используется только в классической музыке, имеет четыре струны, один единственный строй, и что учиться играть на ней нужно по нотам в музыкальной школе.
Это – распространённое заблуждение. Скрипка и бубен – самые архаичные русские народные инструменты из всех, перечисленных на этой странице. Прародитель скрипки – средневековый гудок. Он мог иметь две, три, возможно, четыре струны, музыкальный строй, отличный от современного классического, и удерживался исполнителем во время игры вертикально.
Трёхструнные скрипки известны по фольклорным записям, сделанным фольклористами в 50-70-х годах двадцатого века в Курской области. На Новгородчине фольклористы фиксировали гудошные приёмы игры на обычной скрипке фабричного изготовления. Это когда исполнитель держит инструмент вертикально и играет на ней как на виолончели.
Что касается Приморья, то здесь скрипка продержалась приблизительно до начала 1980-х годов. В экспедициях нам довелось общаться с несколькими скрипачами-самоучками, а в 1995-м году в Кировке мы видели скрипку ручной работы! Но её хозяин отказался играть, сославшись на траур по недавно погибшему сыну. К огромному нашему сожалению, и другие скрипачи тоже находили причины (вроде отсутствия инструмента), чтобы не играть, словом, нам повезло только два раза и одна из этих записей сейчас доступна.
Послушайте, как звучат некоторые из уже известных вам наигрышей в исполнении Тимофея Фёдоровича Костенко 1918 года рождения. Правда, в этом случае мы имели дело не с самоучкой: Тимофей Фёдорович рассказал, что в детстве отучился несколько лет в музыкальной школе, участвовал в коллективных выступлениях в районном центре, владеет скрипкой, гармонью, баяном и гитарой (вероятно, семиструнной, не уточнили и, к сожалению, не записали), но жаловался, что повредил пальцы и теперь нормально играть на скрипке не может – типичная история для исполнителей в возрасте за семьдесят.
Итак, Краковяк на скрипке в исполнении Тимофея Фёдоровича Костенко, село Ново-Девица, Хорольский район. Скачать по ссылке.
А вот видеозапись 1996 года – на бубне колотушкой-«булдовкой» играет Илларион Моисеевич Капустин из села Новотроицкое Дальнереченского района Приморского края, а на баяне и гармони ему помогают более молодые исполнители из соседних сёл. Скачать запись.
И снова бубен – видеозапись с фестиваля «Хоровод дружбы» 2016-го года, играет представитель белорусской диаспоры г. Уссурийска Виктор Викторович Гордынец. Скачать запись.
Наигрыш Краковяк – исполняет ансамбль народной музыки «Традиция» (Владивосток). Действие происходит в с. Чугуевка в июне 2024 года, на бубне играет деревянной ложкой (подходящей колотушки быстро не нашли) местный житель Виктор Павлович Мужигола.
И всё это богатство исполнялось - танцевалось и плясалось на тех самых святочных вечёрках, о которых шла речь выше. Предвижу вопросы: что же, они так и играли молча? А те, кто плясал под их музыку – тоже молчали? А где частушки? Или, как их называют потомки брянских переселенцев, «при́пеўки»?
Будут вам и при́пеўки.
В первой же экспедиции в июне 1992-го в село Многоудобное Шкотовского района Приморского края мы записали пару частушек от уроженки села Харитоновка (в 1970-х годах во время строительства Артёмовского водохранилища оно было затоплено, жители расселены по ближайшим сёлам района, в том числе в Многоудобное) Лидия Алексеевна Ковяхова 1913 года рождения. Вот они:
Под гармошку песни пела,
Я напеться не могла,
С милым рядышком сидела,
Наглядеться не могла.
Как нема майго Ивана –
Так вся улица погана,
Как Ивана попрошу,
Всю улицу украшу.
Потом мы поехали в Партизанский район и там, в селе Новицкое, познакомились с целым народным ансамблем в составе: Федор Степанович Подкопаев (1910 г.р.), Мария Сидоровна Ковтун (1925 г.р.), Надежда Захаровна Бизова (1921 г.р.), Мария Филипповна Шелестенко (1919 г.р.), Ульяна Кондратьевна Бойко (1918 г.р.), Вера Ивановна Петрусенко 1919 г.р.) и Алла Ивановна Веселова (1931 г.р.) и они напели нам больше. Причём, прекрасно обошлись без инструментального сопровождения – пели «под язык».
Припевки под Карапет:
Отчего ты, лысый,
Без волос остался?
Оттого, что рано
С девушкой спознался.
Ой, дивчина Надя,
А что тебе надо?
Ничего не надо,
Кроме шоколаду,
Шоколада нету,
Дай мене конфету,
А конфета кисла –
На губе повисла.
Припевки под Подгорную:
Говорят, что я бойка,
Бойка, не отпираюся,
Семерых люблю одна,
Восьмого собираюся.
Гармонист у нас красивый,
Не жените его силой,
Дайте волюшку ему
Невесту выбрать самому.
Ой, что ж ты стоишь,
Моё сердце томишь,
Ко мне близко не подходишь
И другому не велишь.
Гармонист у нас чудак,
Залез с гармонью на чердак,
Гармониста-чудака
Стащили девки с чердака.
Говорила я ему,
Своёму провожатому,
Всё равно ведь разведу,
Не быть тебе женатому.
Эх, топну ногой,
Да притопну другой,
У меня такой характер,
Я не можу устоять.
Оха-ха, да уха-ха
Чем я, девочка, плоха,
На мне юбка новая,
Сама я чернобровая.
У мово милёночка
Стоит хата на краю.
Если он мене изменит,
Разгонюсь и завалю.
Неуже не танцевать,
Неуже не топнуть,
Неужели подо мною
Половицы лопнуть?
Я любила милого,
Любила благородного,
А теперь я ненавижу
Змея подколодного.
Ох, что ж ты стоишь,
Улыбаешься,
Подойди-ка ты поближе,
Повидаемся.
У мово милёночка
Одна кобылёночка,
Лежит не подымется,
Побежит, не внимется.
На военных ребят
Хороша одёжа,
Они любят хорошо,
Но плоха надёжа.
Новицяцких ребят
Можно з далека узнать,
У них ноги колесом,
Две сосульки под носом.
Не глядите на меня,
Глядитя на милого,
У моёго милого
Чуб как [у] Ворошилова.
Я своёго милого
На ераплане видела,
Бросил маленьку записочку:
«Воюю, милая».
Я любила лейтенанта,
А потом политрука,
А потом сове-совеса [?],
И дошла да пастуха.
Всем добрый день! Сегодня мы продолжаем погружение в мир Зимних Святок с их колядками, щедровками и ряжеными.
Знаете ли вы, чем отличаются колядки от щедровок?
Колядки поются главным образом в канун Рождества, вечером 6-го января. Впрочем, нам рассказывали, что колядки мальчику и девочке, которые исполнялись с припевом «Святый вечер добрым людям» можно было исполнять все Святые вечера, то есть с вечера 6-го по вечер 12-го января. В это же время распространены были вечёрки, куда собирались колядовщики, чтобы съесть те яства, которые им удалось насобирать в свои мешки. А где угощение, там и игры, танцы и пляски, которые, порой, продолжались до рассвета. Возможно поэтому вечёрки называли ещё «дóсвитки» или «игрища».
Где же собиралась молодёжь до появления сельских клубов? О, это отдельная история. Иногда собирались у кого-то из участников веселья, если его/её родители были не против. Но чаще, всё-таки, выбирали нейтральную территорию: просились к одинокой старушке, которая соглашалась потерпеть неудобства за небольшую плату: могли нарубить дров, снабжали керосином, носили воду.
Стол составляли как наколядованные блюда, так и приготовленные женской половиной компании. На совести парней была музыка и напитки. Да, наши предки не были трезвенниками, но вопреки расхожему мнению, они не были и пьяницами, особенно молодёжь. Под какую же музыку танцевали они на своих вечёрках?
Уже в первой экспедиции в село Многоудобное Шкотовского района Приморского края в июне 1992 года мы встретили гармонистов, которые показали нам самые распространённые в Приморском крае наигрыши.
Послушайте, как звучит гармонь в руках Андрея Николаевича Помазенко, уроженца Новосибирской области, 1926 года рождения. Скачать записи можно по ссылке.
А вот наигрыши в исполнении его односельчанина и ровесника Николая Исаковича Фомина. Скачать записи можно по ссылке.
Сергей Николаевич Макаркин,
магистр искусствоведения
Село Многоудобное, Шкотовский район Приморского края, июнь 1992 года
Дорогие друзья, единомышленники, подписчики и просто посетители нашего сайта!
В 2026-й год мы входим с новым общественно значимым проектом «Славянский мир Приморья», который стал победителем в краевом конкурсе на грант губернатора Приморского края 2025 года.
В рамках проекта мы продолжаем предпринимать усилия по сохранению фольклора приморских славян – народных традиций и обычаев, песенной и хореографической культуры переселенцев из центральной части России, Белорусии, Украины. Благодаря сотрудничеству с уникальным коллективом – ансамблем народной музыки «Традиция», за многие десятилетия ставшим в нашем крае настоящей лабораторией славянского фольклора, объединившей преданных народной культуре профессионалов, теперь у вас будет возможность прослушать, скачать и даже просмотреть календарные, свадебные, колыбельные, солдатские и лирические песни, приуроченные и не приуроченные к праздникам игры, хороводы, сказки, частушки, пословицы, поговорки, приметы, былички и предания, записанные фольклористами от различных групп славянских переселенцев в Приморье. Каждую неделю здесь будут появляться тексты опубликованных на различных интернет-ресурсах произведений приморского фольклора, ссылки на эти публикации, сопровождаемые тематическими анонсами и комментариями от искусствоведа Сергея Макаркина, участника фольклорного ансамбля «Традиция» (г. Владивосток) и многих фольклорных экспедиций по Приморскому краю.
Зачем это нужно? Чтобы сохранить аутентичный приморский славянский фольклор и не утратить окончательно замечательные записи великолепных исполнителей, настоящих народных мастеров. Мы можем послушать, как они звучат в оригинале и сравнить с тем, что в качестве «народной музыки» предлагают нам наши медиа-ресурсы.
Увы, многие записи – очень плохого качества, ведь записывались они на бытовые магнитофоны более тридцати лет назад. Поэтому некоторые из них воспроизведены ансамблем «Традиция» и присутствуют в Сети только в таком виде. Но эти записи разбросаны по различным ресурсам, и найти их непросто. А тут – раз, и все ссылки перед вашими глазами!
Давайте же начнём это увлекательное путешествие – в таинственный и неизвестный мир приморского фольклора…
Начнём со Святок. Святки – это праздничный период с вечера 6-го до вечера 19-го января по действующему Григорианскому календарю. Или с вечера 24-го декабря (вечер начинается, когда взойдёт первая звезда) до вечера 6-го января по «старому стилю», т.е., по Юлианскому календарю.
Само название «Святки» навевает мысли о свете или о святости, или о том и другом вместе. Центральный праздник Святок – Рождество Христово. За ним следуют Святые вечера, которые оканчиваются Щедрым вечером (13 января нового или 31 декабря старого стиля), потом наступает дореволюционный «старый» Новый год – день св. Василия (14 января н.ст. или 1 января с.ст., соответственно), затем Страшные (ударение на второй слог – «страшнЫе») вечера – когда, обычно, девушки гадали на суженного – они продолжаются до вечера 18 января включительно, и завершает эти две праздничных недели церковный и, отчасти, народный праздник Крещенья Господня.
На Рождество собираются весёлые компании парней, девушек, часто это маленькие дети, и ходят по соседним и дальним дворам колядовать. Как правило, хозяева колядовщиков в дом не пускают, те вынуждены петь колядки «под вокны». То есть под окнами. Но иногда проходят и в дом.
Мария Ивановна Вировая из села Соколовка, с которой мы встречались в 1992-1993-м годах, рассказала нам о святках в родном селе и научила колядкам, которые можно послушать здесь и здесь.
Колядки эти называют величальными, потому что колядующие упоминают имя того, кому колядка посвящена. Обычно их поют девушки, предварительно спросив хозяев, кому спеть, мальчику, или девочке. Если хозяева говорят «мальчику», девушки поют:
(печатается по сборнику «Карагод широкий: Календарно-обрядовые песни переселенцев Суражского, Новозыбковского, Стародубского уездов Черниговской губернии в Приморье» Составители: И.В. Семёнова, О.В. Семёнов, Владивосток, 2003 г. Страницы 18-19. В квадратные скобки помещены «пропавшие» в устной речи звуки и текст, восстановленный по другим записям)
У вароть, вароть стаить иварóк,
Свя́тый вечар добрым людям.
А пад тым [и]варком Колячка с каньком,
Свя́тый вечар добрым людям.
Пéред каралём хвалица канём,
Свя́тый вечар добрым людям.
Пи́ряд девками хвалица лентами,
Свя́тый вечар добрым людям.
Ни́ма ў караля тáкога каня,
Свя́тый вечар добрым людям.
Ни́ма ў девачá тáких лентачак,
Свя́тый вечар добрым людям.
***
А если просят спеть девочке, поют по- другому:
Ой, ранá-ранá куры папели́,
Свя́тый вечар добрым людям.
А ранéй таго Катячка всталá,
Свя́тый вечар добрым людям.
Катячка всталá й ýмывалася,
Свя́тый вечар добрым людям.
Умывалася, пры́биралася,
Свя́тый вечар добрым людям.
У церькву ишла, як павá плыла,
Свя́тый вечар добрым людям.
Все попы-дьяки дивавáлися,
Свя́тый вечар добрым людям.
Чы́я йта дачкá йдеть як панначка,
Свя́тый вечар добрым людям.
Йванава дачкá йдеть як панначка,
Свя́тый вечар добрым людям.
***
Маленькие дети исполняют колядки попроще. Во время экспедиции 1992 года в селе Новомихайловка Чугуевского района участницы местного фольклорного ансамбля с удивительно «нефольклорным» названием «Милые женщины», в основном, Ксения Прокопьевна Одинец и Надежда Игнатьевна Финачко, «накидали» нам целый ворох коротеньких детских колядок. Эти колядки, как правило, не поются, а произносятся напевным речитативом. Или просто выкрикиваются под окном:
(печатается по сборнику «Карагод широкий», страницы 16-18.)
Каледи́н, каледи́н,
Я у батька ади́н,
А вы люди знайте,
Курок сала дайте.
***
Каледи́н, каледи́н,
Я у батьки ади́н,
Ми́ня батька паслал,
Штоб я сала дастал.
Дайте сала, калбасы,
Штоб да дому данести́,
Батька будя и́сты
Аж усами три́сты.
***
А в Ястребовке Партизанского района в 1993 году в семье Анны Ивановны Самусенко нам удалось записать вот такой вариант:
(печатается по сборнику «Карагод широкий», страница 17)
Каледи́н, каледи́н,
Я у батьки ади́н,
По колено кожушок,
Дай, бабка, пиражок,
Пиражка мало,
Дай кусок сала.
***